Таджикистан и Россия – две половинки души…(из песни)
Розы высотой в человеческий рост, медовый воздух, наполненный ароматом диковинных трав, бескрайние гранатовые сады, вершины гор пронзают бирюзово-синее небо, с реки веет свежестью…Та самая Сырдарья, название которой я помню еще со школы. Нет, даже политый молочным шоколадом тропический рай не дотягивает до красот Таджикистана.
Это первое, что я заметила. Время здесь рассыпается мелкими зернышками граната, который считается символом Таджикистана. Из этих разрозненных частей собирается великая сила местных жителей. Сила быть добрыми, гостеприимными, радушными, неспешными.
Первое зернышко граната, что я попробовала – это, разумеется, гостеприимство. По прилету в город Худжанд нашу делегацию ЦСТПП встречали председатель Согдийской области Раджаббой Ахмадзода, заместитель председателя Согдийской области Анвар Яъкуби и генеральный директор ТПП Согдийской области Мухаммаджон Мухамеджонов. «Хуш омадед или Добро пожаловать», – приветствовали нас они. Анвар Шавкатович, всегда улыбчивый и заботливый, красивый и статный, словно сам Тимур-Малик (национальный герой Таджикистана), был всегда рядом. Отдельный рассказ о встречавшем нас Ибрагиме Сангиновиче Ибрагимове. Он сопровождал нас с первой минуты и до последней. Душа и сердце Таджикистана. Не сходящая с лица улыбка, энциклопедические знания об истории города и страны. Ибрагим – генеральный директор государственного учреждения «Культурно-исторический комплекс Крепость Худжанд». С Ибрагимом мы подписали меморандум о намерениях наладить туристические потоки из Красноярска, чтобы как можно больше людей разделили мои впечатления о природе и гостеприимстве Таджикистана. Еще два больших и вкусных зернышка – спокойствие и приветливость. Здесь здороваются все и со всеми, улыбаются просто так, даря друг другу хорошее настроение и радость. Правая рука на сердце, легкий поклон – «Здравствуйте! Как вы поживаете?» – и плавно следуют по своим делам. Булгаковский профессор Преображенский замечал, что успевает всюду тот, кто никуда не торопится. Мы вспоминаем эту фразу, когда читаем или смотрим фильм, а здесь так живут. Я провела в этой стране 3 дня, но показалось, что 14. Мы без устали проводили встречи, форумы, подписывали договоры и соглашения, отдыхали, пировали и снова работали, купались в лазурных водах Таджикского моря,… но не торопились...
Первый форум – самый продуктивный, организованный специально для нашей красноярской делегации. Там мы сразу же подписали 10 соглашений!
На высоком бизнес-форуме федерального значения делегация ЦСТПП сидела в первых рядах, ведь делегаты от Красноярского края уже пятый раз в Таджикистане, и я уверена, что не последний. Как всякий дальновидный руководитель, Рафаэль Марсович Шагеев уже давно дружелюбно и ненавязчиво налаживал контакты и знакомства. Здесь его уже считают своим. Мы слушали выступления заместителя министра экономического развития РФ Дмитрия Вольвача, вице-президента ТПП РФ Дмитрия Курочкина, заместителя губернатора Согдийской области Анвара Яъкуби, а также Президента Центрально-Сибирской ТПП – Рафаэля Марсовича Шагеева, наполнившего весь зал своей удивительной энергетикой…
Дарья Владимировна Ковалева – правая рука Рафаэля Шагеева. Юная и мудрая, с момента начала подготовки к поездке и до последней минутки по возвращению домой была добрым Ангелом-хранителем, давала бесценные советы, ведь она в такой поездке не впервые. Виктор Витальевич Кан, низкий поклон за заботу, строгий и добрый, немногословный и знающий свое дело... Мы чувствовали себя командой.
Зернышками одного граната...
Восток – дело тонкое и неспешное. Для нас устраивали выставки, встречи с местными предпринимателями и обязательно угощали...
Язык не поворачивается назвать мои гастрономические приключения зернышками. Во-первых, они слишком огромны, а во-вторых, язык и рот были заняты вкуснейшей местной кухней. Не успевала я опустошить одну тарелку, уже несли другую. Перечислить всё это означает превратить статью в кулинарную эпопею, но забыть вкус местных шурбо, чака, кебабов, курутоб, оши тупа, самбуса и, разумеется, плова, я едва ли сумею. Скажу только, что после плова алкоголь пить не принято, но это совсем другая история…
Фрукты… Я до сих пор чувствую аромат медовой дыни, ощущаю в руках упругий бочок арбуза, румяного персика, а гранаты… Ни на одном рынке, ни в одном магазине я не видела и не увижу такого количества спелых, сочных, рубиново-красных плодов. Воистину, в гранате – сила и плодородие.
Мне посчастливилось прогуляться по легендарному рынку Панчшанбе. Мои любопытство, приветливость, искренность и открытость вознаграждались местными жителями орехами, фруктами и ягодами. Товарищи по делегации предлагали в шутку прогуляться в колбасные ряды, там, наверное, и казы угощали бы (вкуснейшая местная колбаса из конины), но мы все же воздержались.
А зернышки всё сыпятся…
Исторический. Город Худжанд основан более 2500 лет назад. Когда-то его завоевал Александр Македонский, назвав «Александрия Эсхата » – Александрия самая дальняя, крайняя. Нет, она близкая, и она – Худжанд. Здесь очень чтят советское прошлое. Памятники вождям и особенно Ленину стоят чистые, ухоженные; достаточно много мемориальных досок и упоминаний о Великой Отечественной войне.
Светский. Здесь не заставляют носить бороду или хиджаб, оставив только конструктивные, позитивные обычаи.
Деловой. Молодежь нацелена на сотрудничество, новые контакты и создание бизнеса. На форумах были все – от банкиров и строителей до продавцов травяных чаев и фруктов.
Красивый. Таджикистан красив целиком, но особенно – жителями. Я познакомилась с девушкой удивительной красоты по имени Мунира. Лунолицая, оленеглазая…В памяти всплыл образ ее легендарной соотечественницы балерины Малики Сабировой, вспомнилась даже прекрасная Тахмина, героиня персидского эпоса Фирдоуси, но даже вместе они не дотягивали до красоты, стати и какой-то царственной благодати моей новой подруги. И мы продолжаем общаться, она зовет в гости, обещает показать весь Таджикистан…А скольких юных, цветущих мамочек я видела на улицах! Возле каждой по 3-4 малыша с огромными бархатными глазами. Однажды я не удержалась и воскликнула: «Какие у вас красивые детки!», на что получила ответ: «Спасибо, вы тоже очень красивая». И зернышки, зернышки…
Прощались душевно и трогательно. Так получилось, что на торжественном банкете я говорила тост последней из девушек:
– Есть такая примета: чтобы вернуться в какое-то место, нужно непременно что-то оставить. Я оставляю здесь свое сердце. Вы скажете, как же ты теперь без сердца? А я отвечу: нет, я забираю с собой частичку сердца каждого из вас, и теперь у меня большое таджикское, гранатовое сердце. Теперь я таджичка, потому что таджик – это не только национальность, это состояние души. И я точно вернусь на вашу благословенную землю...
Ирина Полещук, член Союза журналистов РФ